Эндопротезирование

Эндопротезирование - это метод замещения суставов сложной конструкцией из металла, керамики, особо прочной пластмассы. Необходимость сть эндопротезирования возникает в случае разрушения суставных поверхностей, когда движения становятся ограниченными и/или возникают сильные боли.

Причиной разрушения суставов могут стать заболевания (напр., ревматизм, псориаз, патология щитовидной железы, подагра), анатомические особенности (гипоплазия или диcплазия), последствия травм (в особенности внутрисуставных переломов) или возрастные изменения.

Чаще всего требуют замены на искусственные (т.е. выполнения эндопротезирования) тазобедренный и коленный суставы.

Современные эндопротезы – это высокотехнологичные и прецизионные (высокоточные) изделия, прошедшие исключительно сложную, многоступенчатую систему контроля и сертификации. Сами по себе современные эндопротезы практически вечны.

Что происходит во время эндопротезирования тазобедренного сустава?
Хирургия замены тазобедренного сустава может быть выполнена традиционно или с помощью того, что называется минимально-инвазивной техникой. Основное различие между этими двумя процедурами является размер разреза.
Во время стандартной операции эндопротезирования тазобедренного сустава, вы получаете общий наркоз, чтобы расслабить мышцы и ввести вас во временный глубокий сон. Это позволит предотвратить чувство боли во время операции. Спинальный анестетик может быть предоставлен, чтобы помочь предотвратить боль в качестве альтернативы.
Врач затем делает разрез по боковой стороне бедра и двигательных мышц, связанных с верхней частью бедренной кости, чтобы получить доступ к тазобедренному суставу. Далее, шар часть соединения удаляют путем разрезания бедренной кости пилой. Искусственный сустав прикрепляется к бедренной кости с использованием либо цемента или специального материала, который позволяет сращивать кости, чтобы прикрепить к новым соединениям.
Затем врач готовит поверхность тазовой кости - удаляет все поврежденные хрящи - и заменяет разъем в тазовой кости. Новый шар бедренной кости затем вставляется в гнездо бедра. Дренаж может быть помещен, чтобы помочь слить жидкость. Затем врач прикрепляет мышцы и закрывает разрез.
Хотя большинство операций по эндопротезированию тазобедренного сустава сегодня осуществляется с помощью стандартного метода (от 8 до 10 дюймов разрезать вдоль стороны бедра), в последние годы, врачи нашей клиники уже используют минимально-инвазивную технику. В минимально инвазивном подходе, врачи делают 1:59 разрезы от 2 до 5 см в длину. Та же процедура выполняется с помощью этих небольших разрезов в стандартной замене тазобедренного сустава.
Небольшие разрезы помогают уменьшить кровяные потери, облегчают боли после операции, сокращают пребывание в больнице, снижают шрам улучшая внешний вид и ускоряют заживление.
Тем не менее, важно, чтобы хирург был высококвалифицированным. Исследования показывают, что результаты минимально-инвазивного подхода могут быть хуже, чем со стандартным эндопротезированием тазобедренного сустава, если врач, который делает операцию не очень опытен в этой технике.
При мало инвазивной хирургической операции эндопротезирования тазобедренного сустава не бывает много крови.
Но, бывают случаи кровопотери. Проконсультируйтесь с Вашим врачом о возможной сдаче крови перед началом операции.

Эндопротезирование тазобедренного сустава

Как устроен сустав?

Элементами тазобедренного сустава являются тазовая часть (вертлужная впадина) и бедренная часть (головка бедренной кости), которая посредством шейки переходит в тело бедренной кости, как раз в области шейки наиболее часты переломы, что обусловлено анатомической и физиологической особенностью. Суставные поверхности костей покрыты хрящом, который обеспечивает им безболезненное и свободное скольжение.

Что я могу делать у себя дома после замены тазобедренного сустава хирургии
Есть несколько простых правил, которые вы можете предпринять, чтобы сделать Вашу жизнь проще, когда вы вернетесь домой после операции эндопротезирования тазобедренного сустава:

Попросите вашего врача рассказать, прежде чем вернуться к повседневной деятельности, как управляться с сексуальной активностью и физическими упражнениями.

Показания к эндопротезированию тазобедренного сустава

С течением времени происходит изнашивание суставного хряща. Он дегенерирует, суставные поверхности становятся неровными, изъязвленными, перестают скользить, вызывая эффект наждачной бумаги. Деформированная головка бедра с большим трудом поворачивается в вертлужной впадине, вызывая при каждом движении боль. Оголяются кости, формирующие сустав, на них начинают нарастать костные шипы (остеофиты). Данное заболевание постоянно прогрессирует, лекарственная терапия, как правило, не дает должного эффекта.

Клинико-рентгенологическая КЛАССИФИКАЦИЯ коксартроза:
  1. 1 стадия - характеризуется болями в тазобедренном суставе, отдающими в коленный сустав и внутреннюю поверхность бедра, больной хромает, имеется кажущееся укорочение конечности, отведение и приведение в хорошем объёме. Отмечается некоторая атрофия ягодичных мышц и мышц бедра. Рентгенологически отмечается небольшая костная атрофия без образования остеофитов.
  2. 2 стадия - характеризуется постоянными болями, значительным ограничением движений, прогрессирующим укорочением конечности, выраженной хромотой. Ротационные движения отсутствуют. Ограничено разгибание в тазобедренном суставе, имеется атрофия ягодичных мышц. Рентгенологически определяются выраженные остеофиты, деформация головки бедра, сужение суставной щели, склероз и круглые кистообразные полости, как в головке, так и в крыше суставной впадины. Характерной чертой 2 стадии являются периодические обострения болей, вынуждающие больного сохранять постельный режим или временами прибегать к костылям.
  3. 3 стадия - постоянные боли, значительное укорочение конечности, тугоподвижность сустава в состоянии приведения бедра, усложняющие физиологические отправления, из-за болевого синдрома имеется значительная потеря трудоспособности и затруднения в самообслуживании. Рентгенологически определяются выраженные морфологические изменения.

При хронических заболеваниях (ревматоидный артрит, подагрический артрит и др.) возникает отек и воспаление суставной сумки, происходит истончение хрящевой прокладки, что требует практически постоянной мощной лекарственной терапии, которая не всегда эффективна. В противном случае происходит дальнее развитие патологического процесса: усиливается боль, резко ограничивается подвижность сустава, вплоть до его полной неподвижности.

Некоторые хронические заболевания, длительное употребление алкоголя и стероидных препаратов, тяжелые повреждения могут привести к ухудшению кровоснабжения кости и ее некрозу, т.е. омертвлению костной ткани.

Учитывая особенности кровообращения тазобедренного сустава, при переломах шейки бедра, переломах вертлужной впадины резко нарушается кровоснабжение головки бедра, что зачастую приводит к ее асептическому некрозу, даже после сращения перелома. Поэтому, согласно современным взглядам, при переломах шейки бедра у пожилых людей методом выбора является эндопротезирование тазобедренного сустава

Используемые импланты

Эндопротезирование коленного сустава

Показания для эндопротезирования коленного сустава

В ходе операции хирург удаляет поврежденную поверхность костей и заменяет сустав искусственным имплантатом, который подбирается индивидуально с учетом анатомических особенностей пациента. С помощью специальных хирургических инструментов врач срезает поврежденную костную ткань, а затем формирует здоровую кость таким образом, чтобы она точно соответствовала компонентам имплантата.

Практикуется два метода тотального эндопротезирования коленного сустава:

Частичная замена коленного сустава

Данная операция подходит пациентам, у которых повреждена только одна из трех составляющих коленного сустава. Целью операции является купирование болевого синдрома с сохранением как можно большего количества здоровой костной и хрящевой ткани.

В ходе операции хирург удаляет поврежденную хрящевую и при необходимости подлежащую костную ткань и устанавливает металлический и пластиковый компоненты эндопротеза. Частичное эндопротезирование обладает рядом преимуществ, включая более короткий срок пребывания в стационаре, быстрое постоперационное восстановление, минимальный риск инфекции и кровопотери. По сравнению с пациентами, которым была проведена полная замена коленного сустава, пациенты после частичного эндопротезирования отмечают лучшую подвижность сустава и ощущают себя более естественно. Тем не менее, в данном случае существует риск возобновления болевого синдрома, так как сохранившаяся костная ткань по-прежнему остается восприимчивой к поражению артритом.
Перед проведением эндопротезирования коленного сустава команда врачей составляет предоперационный план, в котором определяются оптимальный тип анестезии и метод проведения операции. Существует несколько способов проведения арторопластики.

Компьютер-ассистированная хирургия

Сегодня эндопротезирование коленного сустава, как традиционное, так и минимально инвазивное, может проводиться с помощью компьютеризированных методов. Хирург вводит анатомические данные пациента в компьютер, который создает трехмерную модель коленного сустава. Данная модель позволяет хирургу более точно выровнять компоненты имплантата, что существенно повышает вероятность правильного функционирования эндопротеза. Предельно точное выравнивание составляющих имплантата уменьшает его износ и продлевает срок службы нового сустава. Компьютерный подход также дает возможность уменьшить операционный разрез и снизить таким образом риск осложнений. Специалисты нашего центра в совершенстве владеют традиционными и инновационными техниками артропластики коленного сустава, о чем свидетельствуют сотни успешно проведенных операций и благодарные отзывы пациентов.

Используемые импланты

Послеоперационный период

В ближайшем послеоперационном периоде проводится интенсивная терапия с коррекцией всех функций и систем, профилактикой послеоперационных осложнений. С первых суток после операции начинаются занятия лечебной физкультурой, далее постепенная активизация пациента, ходьба с костылями, обучение особенностям физической активности с учетом наличия эндопротеза. Также проводятся перевязки операционной раны, адекватное обезболивание и лекарственная терапия, физиотерапия.

Противопоказания к тотальному эндопротезированию